Приветствую тебя, читатель! ;)

В этом блоге ты не найдешь последних новостей, стебных видео или фото, слетен, и прочей мишуры, которую можно раздобыть в Гугле. Впрочем, не только в Гугле.) Публикую здесь скромные труды своего творчества, наблюдения, переживания и, просто, жизненные истории. Как и сказано выше - душевненько о наблюдаемом.

Ритм блога: Сплин - "Конец прекрасной эпохи" (Бродский)

понедельник, 16 апреля 2012 г.


Вечер по-Чеховски


Множество раз давала себе установку не читать отзывы зрителей о спектакле до посещения такового. Тем не менее, заглянув на сайт киевского театра русской драмы им. Леси Украинки, принялась внимательно изучать комментарии гостей под аннотациями к постановкам. На странице, отведенной “Вишневому саду” Чехова остановилась на сообщении некой Евы. - “Я, конечно, как всякий образованный человек, читала это произведение, но хотелось еще посетить театр и погрузится в глубокую игру актеров и получить удовольствие...” “Хмм... - подумалось мне тогда. - Я ведь себя тоже, вроде как, образованным человеком считаю. Да и Чехова помню еще со школы. - Надо бы и себе сходить...” Вот, собственно, и сходила. 31 марта, в унылый дождливый вечер: погода - что надо, как раз по-Чеховски.

Премьера спектакля состоялась 9 октября 2010 года. За несколько лет регулярных постановок она вовсе не утратила популярность, хотя отзывы о ней встречались абсолютно разные. В этот вечер в зале также наблюдался аншлаг. Признаться честно, сюжет “Вишневого сада” я помнила довольно смутно. Главная героиня - обедневшая помещица, вынужденная продать свое угодье и роскошный вишневый сад за долги. Она всячески старается оградить себя от мысли, что ее владения могут достаться кому-то другому. Все надеется, что родственники смогут одолжить ей денег, в то время как сама продолжает расточать последние гроши, хотя дочерям уже нечего скоро будет есть. Госпожа наотрез отказывается от предложения молодого купца вырезать сад для постройки дачных участков, и до последнего верит в неразрушимость родительского гнезда. Все. Достаточно о сюжете. В Чехове, мне кажется, главный вовсе не текст, а настроение и характеры. Думаю, с настроением все сложилось как нельзя кстати. Хотя сам Антон Павлович определяет жанр “Вишневого сада” комедией, на особую комедийность она, конечно, не претендует. Да и о каком веселье может идти речь, если перед нами рушится последняя связь помещицы Раневской - представительницы поколения, если позволите, уходящего - с ее корнями, родиной, устоями, с ее сущностью, в конце-концов. Представители молодого поколения - непутевый студент Трофимов, зазнавшийся лакей Яша, дочери г-жи Раневской - вовсе не так глубоко переживают потерю дома. Да, он дорог им. Да, чертовски обидно. Но они юны, а значит, впереди - ...ой, да кто его знает, что там впереди. Главное, что оно таки есть - это будущее. Раневская же, не соответствует эпохе, она не готова к изменению своего устава, да и сознания в целом. Ее трагедия - в иллюзиях о былой жизни, которые поглотили героиню, и которым так и не суждено было воплотиться в явь. Само произведение было написано на пороге Первой русской революции (1905 - 1907 гг.). Это наталкивает на мысль, что вырубка вишневого сада - не что иное, как символическая демонстрация гибели дворянского сословия, на смену которому придет революционное поколение рабочих, “советов”, и прочей социалистической ерунды. Не особо комично, не так ли? - В этом, мне кажется, весь Чехов. Все как бы сквозит его грустной ностальгической усмешкой и, тем самым, дождливым настроением. Тем не менее, во время спектакля зал действительно неоднократно смеялся. Особенно с шепелявящего 27-летнего студента Трофимова, который вместо того, чтобы подыскать себе девушку, упорно заявлял, что он “выше любви”! А еще с гувернантки Шарлотты, ведущей себя, словно она не от мира сего. И как я могла забыть! Конечно же, надменный и самонадеянный лакей Яша, барские повадки которого переходят далеко за пределы его скромной должности. Вообще-то, сцены, где он заигрывает с горничной Дуняшей, немного пошловаты. Хотя в наш испорченный век, пару откровений, конечно, особо никого не удивят. Говорить об актерской игре мне, однако, непросто. В данной постановке мне показались убедительными все характеры, хотя все люди, появившиеся в тот вечер на сцене, для меня - новинка. Я о том, что в других спектаклях я их, к сожалению, не видела, потому судить о качестве игры в контексте их творчества в целом, не могу. Простите. Скажу лишь, что происходившее на сцене не выходило за рамки классических театральных постановок. И это радует. Я о том, что герои не появлялись в дивных кричащих костюмах, что иногда встречается, например, в театре драмы и комедии на Левом берегу. Не были введены “левые” персонажи, отвлекающие от базовых сцен; да и музыка была соответствующая. В конце-концов, играете классику? - Так играйте же классически, чтобы чувствовалась эпоха, и восприятие было правильным. Конечно, своих фишек у постановки хватало. Это и живая музыка, звучащая со сцены в исполнении самих артистов, и даже натуральный дым, исходящий от сигары лакея Яши. Уж не знаю, конечно, было ли первым рядам приятно вдыхать аромат табака, но, в любом случае, дым сигары - это Вам не зловонии советского “Беломора”, так что, думаю, стерпеть можно. А в общем, настроение после спектакля осталось не столько хорошим, сколько цельным. Все понятно, все сказано. И пусть за окном льет дождь - то, что надо, по-Чеховски...

Источник: http://knuj.org (Портал журналистов Украины)

Комментариев нет:

Отправить комментарий